ЦЕРКОВЬ НАДЕЖДА ЧИКАГО
Что мы знаем и чего не знаем о Пасхе?
Мы с вами разберем 3 простых вопроса: Что мы знаем о Пасхе, что не знаем, и что нам точно следует знать?
Итак первое: что мы знаем о Пасхе?
Как и следует предположить, наши знания ограничиваются внешними формами, культурными особенностями и поверхностными знаниями, полученными от наших бабушек, которые в свою очередь все узнавали у своих бабушек.
Все знают, что в день Пасхи на столе должен быть кулич, крашенные яйца и вино. И приветствовать друг друга надо благочестивой формулой, как та бабушка встреченных солдат. Ну а если мы ещё вспомнили, какую фразу надо сказать в ответ, то наша самооценка тут же подскакивает и кажется, что праздник удался на славу! Если кто то приготовил ещё и творожник, или совершил те же действия, которые делала в подобные дни родная бабушка, то смело можно быть удовлетворённым своей набожностью и забыть эту тему. Ну хотя бы до Рождества.
Второе: что мы не знаем о Пасхе? Редко те, кто празднует Пасху, знает историю самого названия этого праздника. Слово Пасха - это транслитерация еврейского слова ПЕСАХ. А песах значит - пройти мимо. Достаточно странное название для праздника - Проити Мимо. Но Библия, описывая события Исхода, то есть выхода целого народа из египетского плена, повествует следующие подробности. Дню Пасхи предшествовали язвы, это разные беды, которые допускал Бог в наказание за порабощение израильтян египтянами. Можете представить себе - превращение вод Нила в кровь, нашествие жаб, мошкары, слепней, поражение чумой скота египетского, гноящиеся раны скота и людей, град, полчища саранчи, полная трехдневная тьма, а под конец была смерть первенцев в каждой египетской семье. Последнее, что делает Господь, это предлагает проявить веру. Причём это касалось и египтян, и даже скота. Для того, чтобы ангел-губитель не тронул первородных в твоей семье, следовало помазать косяки дверей и перекладины кровью ягненка. У кого косяки дверей были памазаны кровью, мимо того дома ангел- губитель проходил и все первородные в этом доме оставались живы. В то же время, каждая семья в Израиле готовила ягнёнка, и ели его с пресным хлебом и горькими травами. Ели одетыми по дорожному и быстро. Во всем этом был двойной смысл. Во-первых, каждая деталь символически указывала на освобождение Божьего народа из египетского плена. Агнец должен быть без порока, как совершенен Спаситель. Есть его должны были всем семейством и съедать без остатка, т.е. принимать Спасителя во всей полноте. Жертва испеклась на огне и съедалась с горькими травами, как символ страданий и испытаний грядущего Искупителя, и народа в плену. Пресный хлеб символизировал свободу от закваски греха. Этот день был днём освобождения для верующих. Свою веру они выразили тем, что помазали кровью агнца косяки дверей, как и повелел Бог. Вместо первенцев умирал другой. И это называлась заместительная жертва. Поэтому агнец был одного года и без порока. Все это происходило 14 дня месяца, который впоследствии назывался Ниссан. К японской марке автомобилей не имеет никакого отношения. Этимология от слова первый. Это был и месяц первых плодов и первый месяц религиозного календаря. Но вот еще один вопрос по поводу самой даты Пасхи. Ну, действительно, если Исход состоялся в определенный день, почему нам называют каждый год разные даты его празднования? Все просто. В первые века многие христиане старались дистанцироваться от иудеев, поэтому с 325 года празднуют Пасху в первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. А так как лунный календарь не совпадает с современным, солнечным, отсюда и плавающая дата праздника. И, третье: что нам непременно надо знать о Пасхе? А знать надо то, что сам Христос заповедал этот праздник. «Сие творите в мое воспоминание»(Луки 22,19). Сегодня Пасха это праздник воскресения Иисуса из мертвых. И это не совсем правильно. Воскресение Иисуса - однозначно весьма значимое событие, но к библейскому празднику Пасхи отношения практически не имеет. О воскресении Христа мы еще поговорим в следующих видео. Но даже сам Христос показал Своим примером, что праздновать этот праздник надо иначе, чем празднуют сегодня. И даже иначе, чем празднуют иудеи. “Иначе, чем сегодня”, как то понятно. Все таки прошедшие 20 столетий и влияние язычества наложили отпечаток на трансформацию примера, оставленного Христом. А почему Сам Христос в последние часы перед смертью видоизменил празднование настолько, что в том, как Он праздновал этот праздник последний раз своей земной жизни, почти ничего не осталось от Пасхи ветхозаветной которую я описал вам чуть выше? Пожалуй только название и смысловые параллели. Господь омыл ноги ученикам, преломил с ними хлеб и пил с ними вино. В процессе всех этих действий и изучении библейских смыслов, вырисовывается следующее. Иисус собирал свой народ, объединённый не национальностью, а верой в Него, как своего Спасителя. А для этого требуется отречение себя и смирение перед Богом и людьми. Примирение с Богом через смирение и покаяние. Для этого Он выполнил работу слуги, он омыл ноги ученикам. И заповедал омывать ноги друг другу. Опять же, как символ смирения и покаяния. И принятие хлеба и вина символизировало принятие Христа в свою жизнь до последней клеточки человеческого естества. Как и еда, питие достигает каждой клетки организма, питая его. Поэтому хлеб должен быть пресным, и вино неброжженным. Только так они могут символизировать чистоту и незапятнанность Иисуса Христа. Ведь Библейский символ греха - закваска, брожение. Как пишет Павел в 1 Кор. 5:8«Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». Но даже в этом случае мы остаёмся в опасности. Если сосредоточимся на внешней форме праздника, то пропустим главное. Что это? Предыдущий стих говорит, что «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.» (1 Кор. 5,7). Во времена выхода Божьего народа из египетского плена израильтяне съедали ягнёнка. В новозаветные времена христиане едят хлеб и пьют неповреждённый сок виноградной лозы, принимая верой смерть Спасителя за них, и очищение кровью Христа от грехов, в которых покаялись. Связь времён не столько в названии праздника, сколько в Личности, Которая спасает! Он настолько любит нас, что умер на позорном кресте, понеся наказание за грехи. Мои и вероятнее всего, ваши. А затем воскрес, чтобы дать нам надежду. Надежду жить вечно. Остров Пасхи - самый удаленный населенный остров на Земле. Расстояние до континентального побережья 3500 км. Название такое, потому что открыт он был в Пасхальное воскресение 1722 года. Живут там менее 8000 человек. Не самый большой, близкий или населенный остров. Но все знают этот остров благодаря моаи, где находятся 887 каменных статуи из прессованного вулканического пепла. Никто ещё не ответил на вопрос: зачем они там стоят? Да и кто их вытесал в таком количестве?Человека интересует пусть далекое, но то, что возможно открывает тайны прошлого и завесу будущего. Праздник Пасхи рассказывает о Боге, который настолько полюбил человечество, что пришёл на Землю, стал человеком, прошёл наш путь и оставил нам надежду. И сегодня Верою вы можете получить обещанное - жизнь вечную. Он шел безропотно и, на кресте распятый, Народам завещал и братство и любовь; За этот грешный мир, порока тьмой объятый, За ближнего лилась Его святая кровь. О дети слабые скептического века! Иль вам не говорит могучий образ тот О назначении великом человека И волю спящую на подвиг не зовет? О нет! Не верю я. Не вовсе заглушили В нас голос истины корысть и суета; Еще настанет день… Вдохнет и жизнь и силу В наш обветшалый мир учение Христа! Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893)